Открытие аптеки в Украине требует большой подготовки и знаний аптечного рынка. Многие согласятся, что фармбизнес является одним из наиболее прибыльных. Эксперты считают: рентабельность аптеки на 90% зависит от качества подготовительных этапов перед ее открытием.
Помещение на аптеку - основа успеха
«Выбор помещения под аптеку лично я считаю 70% залогом успеха. Аптека должна находиться возле крупного супермаркета или рынка, чтобы человек, выходя из магазина, мог зайти и купить лекарство», – говорит специалист по созданию аптек «под ключ».
Очень важно, чтобы аптеки находились возле больниц и поликлиник. Понятно, что это местонахождение является своеобразным первым «магнитом».
Успешная деятельность аптеки будет в том случае, если открыть ее возле станций метро или остановок наземного общественного транспорта. Но это не значит, что спальный район в этом смысле плохой: там тоже все должно быть близко к потребителю.
Многие специалисты считают, что идеальное помещение под аптеку – арендованная площадь. Аренда довольно дорогое удовольствие, поэтому лучше иметь свое помещение. А когда выбора нет, то аренду уже ничем не заменишь.
Таким образом, планируя открытие аптеки, нужно знать своеобразные условия для площади под нее. Так, если аптеку открывают в городе, ее площадь должна быть не менее 50 кв. метров, в поселке – 40 кв. метров, в деревне – 30 кв. метров.
ВАЖНО: аптеку открывают только в помещении, расположенном на первом этаже. Там размещаются основные комнаты, включая торговый зал. На втором этаже может быть санузел – обязательное условие аптек.
Также важно наличие пандуса. И понятно, что пандусов на второй или третий этаж не существует.
Лицензия на аптеку
Перед тем, как открывать аптеку, предприниматель обязан получить лицензию на розничную торговлю лекарствами. Это сложный этап, поскольку придется столкнуться со значительными бюрократическими проволочками: достаточно маленькой ошибки, которую трудно рассмотреть, чтобы Госликслужба отказала в получении лицензии. А в следующий раз вы имеете право подать документы через три месяца. Потому лучше все делать с помощью специалистов.
Чтобы получить лицензию, нужны:
- наличие договора аренды помещения или документа на право собственности;
- помещение должно находиться в капитальной застройке, только на первом этаже (исключение торговых центров и больниц);
- минимальная площадь помещения – 50 кв.м.
- фармлицензия выдается при условии, что на юридическое лицо или ФОП официально трудоустроен
- провизор с опытом работы не менее 2-х лет и наличием сертификата о прохождении курсов провизора-организатора;
- на момент прихода госинспектора областного отдела Гослекслужбы аптека уже должна быть обставлена мебелью и другим оборудованием.
Автоматизация и программное обеспечение
Говорить о том, что без автоматизации сегодня невозможно обойтись в любом бизнесе, лишний раз не стоит. Тем более в фармации, где количество лекарств, производителей и аналогов огромно. Поэтому главные помощники фармацевтов – программы, специально созданные для того, чтобы грамотно оформить заказ товара у поставщиков, следить за обновлением ассортимента и мониторингом сроков годности и т.д.
Что касается кассового оборудования, первое, что нужно приобрести – фискальный регистратор. С 1 января 2019 фискализованный кассовый аппарат должен быть во всех аптеках, независимо от формы налогообложения.
Фискальные регистраторы для аптек выпускаются со встроенным модемом. Сегодня существует множество моделей и производителей фискальных регистраторов, поэтому необходимо иметь определенную подготовку для выбора такого оборудования или консультироваться со специалистом.
Сканер штрихкодов. Главным образом влияет на скорость обслуживания. Важно, чтобы устройство имело режим автоматического сканирования (сканировал без нажатия кнопок, просто поднося штрих-код). Хорошо, если сканер будет со специальной подставкой, так удобнее обслуживать покупателей.
Принтер чека. Для частных предпринимателей и ФЛП 2 группы такое оборудование обязательно, поскольку по закону, покупателю всегда необходимо предоставлять чек о покупке.
Принтер этикеток и ценников. Быстро распечатает стикеры в нужном количестве. Можно использовать обычный принтер и листы формата А4 на 65 стикеров.
Программы? Только специализированные!
Что касается компьютерных программ, следует однозначно заявить: нужно пользоваться только специализированными программами, ведь аптечный бизнес довольно своеобразен. По словам специалистов, наиболее распространенными аптечными программами являются Парацельс, 1С Аптека 8. Последняя является российской разработкой.
Парацельс считается одной из простых и удобных в использовании. По мнению экспертов, эта программа является не такой затратной по цене, компании продают ее
Мебель для аптеки
Очень важный фактор успешной деятельности аптеки – подбор и расстановка мебели. Этим вопросом должен заниматься управляющий аптекой или специалист по фармацевтическому мерчендайзингу. Обязательно должен быть соблюден корпоративный стиль мебели – удобной как для фармацевтов, так и для покупателей.
Грамотное расставление мебели необходимо, чтобы ликвидировать так называемые «мертвые» зоны – витрины ниже и выше уровня глаз, первые метры у входа, углы помещения. В таких местах можно установить рекламные и информационные стенды, диван или стулья для удобства посетителей, журнальный столик. Вход в аптеку должен быть с правой стороны, а касса – с левой.
Персонал
Теоретически для открытия пункта продажи лекарств необходимо нанять 2-3 человека: заведующего и фармацевта. Заведующий аптекой должен иметь высшее медицинское образование провизора, фармацевту достаточно иметь просто диплом. На периферии в селениях достаточно 1-2 человека.
ВАЖНО: какая заработная плата будет предложена, такие специалисты и будут получены. Хотя некоторые аналитики рынка полагают, что в аптеке желательно иметь всех фармацевтов с высшим образованием.
Первичное формирование ассортимента
С первого дня в аптеке должно быть как минимум 5-10 000 лекарственных препаратов. Очень важно не прогадать с первичным заказом, поскольку заказав невостребованные лекарства, можно быстро потерять оборотные средства.
Не имея достаточно опыта, сложно спрогнозировать объемы продаж на новом месте, поэтому здесь также понадобится помощь опытных специалистов.
По словам Алексея Константиненко, неправильное формирование первого ассортимента станет якорем для молодой аптеки, который будет долго тянуть ее ко дну.
Наценка на фармпрепараты первой необходимости должна быть не более 15% (это требование законодательства), на все другие препараты аптека имеет право оценивать проценты по своему усмотрению.
Заключение договоров с поставщиками
Средняя аптека должна заключить договоры о поставках, которых будет не больше двадцати. Со временем количество договоров нужно увеличить для обеспечения хорошего ассортимента.
Здесь важно понять, что производители предлагают разные цены для разных договоров. При предоплате цена ниже, чем при предоставлении коммерческого кредита (отсрочки) или стоимости реализации. Однако не следует рисковать при открытии аптеки, когда практически все средства вкладываются в товар.